baxus (baxus) wrote,
baxus
baxus

Скандинавия. Музей транспорта | Hvatkin.com

Оригинал текста (как всегда) взят отсюда, с моего основного блога Hvatkin.com



Я люблю транспортные музеи мира. В отличие от почти всей остальной истории, в истории транспорта всё предельно однозначно: никто не подвергает сомнению, что телега появилась раньше космического корабля, да и вообще всю последовательность развития мало найдётся идиотов оспаривать.

Поэтому в таких музеях отдыхаешь душой от сомнений.

Да! Всё начиналось с лошадки! С простого непарнокопытного одомашненного Бог знает когда и кем животнаго:

1.


Потом пошли конки - влекомые конской упряжью прообразы нынешнего общественного транспорта. Потом конку догадались поставить на рельсы (тележку). На этом этапе стало понятно, что дальнейшему усовершенствованию конструкция не подлежит: нужно менять источник тяги.

2.


Далее, как все помнят, следовала череда унылых паровых машин: в каждом уважающем себя музее транспорта им отдаётся естественная дань уважения в виде одного или двух стендов и пары-тройки экспонатов.

Так себе была вещь. Симбиоз печки и компрессора на колёсах: топи чем хошь (единственный плюс), но КПД было настолько низким, что не оставляло никакой надежды на развитие. А прожорливость, неэкологичность и ломучесть были увы запредельны.

Тупиковая ветвь однако помогла осознать и окончательно сформулировать сам принцип. И на свет, в муках и корчах, вместе с парочкой уродцев его же рода-фамилии появился-таки его величество ДВС - двигатель внутреннего сгорания, основной принцип действия которого, несмотря на все усовершенствования, не изменился за прошедшие почти сто пятьдесят лет!

Ну, дальше-то, как только ДВС родился - понеслась! Тут уж вы, думаю, лучше меня знаете, сколько всего и всякого было.

Пацаны с совсем по другому воспринимаемыми ныне фамилиями: Готтлиб Даймлер, Вильгельм Майбах и Карл Бенц во времена оные катались по мощёному брусчаткой Штутгарту на потешных самодвижущихся тележках, срущих болтами и писающих масляными пятнами при каждой остановке, и если б кто тогда сказал бы угорающей по ним публике, что сия самодвижущаяся хуйня ляжет в основу мировых люксовых марок (их в фамилиях минимум две: Мерседес-Бенц и Майбах нынешние) на ближайшие сто пятьдесят лет - думаю, вы бы добавили им смеху надолго.

Однако милитаристически мыслящим людям было неведомо чувство юмора: надвигался двадцатый век, век страшных механизированных войн, и, увы, как это часто происходит по сей день в истории человечества, автомобиль своим рождением и многочисленными усовершенствованиями обязан в том числе во многом военным деньгам... Если не в первую очередь.

Впрочем, интернет (единую сеть из связанных компьютеров с возможностью быстрой передачи данных между ними) разрабатывали тоже для военных и на деньги военных, если кто забыл. Война, лень и любопытство - вот трёхмоторный самолёт прогресса человечества...

Поэтому, кстати, обычно в транспортных музеях дофига военной техники.

Однако в Стокгольме - музей мирного общественного транспорта. Поэтому от конок сразу перепрыгиваем к электрическим трамваям, а далее - к автобусам, метро и прочему, чем пользуются люди, не обременённые личным автомобилем.

3.


Я не знаю, как это объяснить, но в машинах 50-х-70-х годов, автобусах, трамваях, троллейбусах, вагонах метро - есть какое-то тепло. Нет, это не из разряда «тёплый ламповый звук», хотя тоже может быть. Возможно, от того, что несмотря на давнее изобретение Генри Фордом такой штуки, как конвейерная сборка, всё равно все детали интерьера и не только прикручивались людьми вручную, прямо на ленте того же конвейера, и оттого машины получались какими-то душевными, чтоли? Несущими в себе как настроение сборщиков, так и их косяки...

4.


Вглядитесь: номер автобуса ведь нужно было менять руками, там изнутри под крышечкой рукоятка, которую надо было крутить. И цифра менялась. И ведь не запиралась крышечка-то!

5.


Или вот, казалось бы: удивительно нерациональное решение для конвейерной сборки и массовой перевозки граждан: зачем у трамвая такая мощная разделительная в двери? И каждая половинка состоит из двух раскладных дверей, замечу! Ни тебе сумку-коляску втащить, ничего... А сейчас смотрится так оригинально!

6.


Отдельный респект - за аутентичную рекламу тех времён. Вот какого времени аппарат - такого и реклама, вот, например, реклама супер-современных компактных плёночных аппаратов со - страшно сказать! - встроенной вспышкой:

7.


Прикольная, невозможная сейчас (как мне кажется) реклама производителя нижнего белья:

8.


Манекены в стокгольмской подземке 60-х:

9.


...Я бы на месте леди не подвигал бы так близко коляску к этому бледнолицему упырьку!

В более древних аппаратах (30-е - 50-е) - больше массива дерева, как в дорогих моделях нынешних лимузинов. И больше рисованной рекламы, разумеется. Скорее всего, это - реплика, под старину, но всё равно прикольно. И учитывая отреставрированность самого аппарата - выглядит вполне органично:

10.


Ещё более органично выглядит воссозданная автобусная остановка 50-х, с ассортиментом того, что тогда продавали в этих будках, и даже с нордически строгой продавщицей:

11.


12.


В отличие от наших музеев транспорта, будь-то Задорожный или другие, тут скорее легче перечислить экспонаты, за рулём которых посидеть НЕЛЬЗЯ. За большинством же - не только можно, но и нужно: из лобового стекла сделан экран, который позволяет ребёнку почувствовать вполне реально, будто он управляет...

...современным скоростным трамваем:

13.


...и даже вот таким вот старинным трамваем:

14.


В некоторых автобусах, где нельзя за руль, сидят прикольные такие водительши...

15.


А здесь можно поиграть в кондуктора. По-прокусывать специальными клещами любую бумажку, которую сунут в окошко родители или просто доброхоты:

16.


Тут место кондуктора занято, причём у нас закралось подозрение, что кондуктор - девочк:

17.


А в завершение всего - катание на микропоезде, и, конечно, тихие игры с местными детьми:

18.


...которые мой предводитель славянства умудрился превратить в лёгкий международный скандал, отняв безапелляционно у шведского мальчика опору моста со словами «Ну-ка ДАЙ СЮДА!» (с) Пётр I под Полтавой. Шведский мальчик, как и предписано историей, в слезах убежал, оставив опору на радость победителю, а когда я стал отчитывать своего за такое невежливое поведение, он мне честно признался: «Папа, я забыл, как по-английски будет «дай пожалуйста!»

Можно подумать, шведский ребёнок бы его понял по-английски, ага.

Да и врёт, небось... Память цепкая, как у меня. Ничего он не забыл... Ну да уж ладно, что ж теперь...

19.


Счастья всем! И хороших музеев!

<<< Предыдущий пост серии | Следующий пост серии >>>


Я в Твиттер:
Tags: Музей траспорта, скандинавия-2013
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments